Мода и стиль

Понятие «стиль», особенно по отношению к современной моде, является достаточно сложным, противоречивым и неоднозначным. Каждая из нас хочет быть стильной, понимая при этом, что это гораздо важнее, чем просто быть модной. Диктат современной моды приводит либо к слепому следованию ее требованиям, либо к полету фантазии в создании собственного стиля, актуального лука. Что же такое стиль?

Стиль в моде – это всегда определенная концептуальная матрица, задающая стержневые ориентиры. Какую бы вещь мы не взяли, она непременно может быть вписана или отнесена к какому-нибудь стилю. Если пытаться обозначить стиль как некую узкую категорию, то стиль в одежде является сочетанием характерных признаков, характерных предметов одежды и аксессуаров. Так, например, все понимают, что кроссовки и спортивные брюки с майкой на широких бретелях, скорее относятся к спортивному стилю, чем к деловому.

Кстати говоря, такая узкая трактовка понятия стиля создала для нас замкнутое поле полное условностей и ограничений. В чем-то такое ограничение позитивно, а в чем-то негативно, потому что скучно. Стиль как будто накладывает на нас некие обязательства, исполняя которые, мы остаемся довольны своим внешним видом и занимаемой позицией. Как же понятие стиля можно соотнести с модой.

Понятие «мода» часто употребляется нами как то, чему необходимо следовать или чего надо придерживаться или наоборот чему нельзя слепо подражать и бездумно копировать. Мода – это совокупность образцов, вариантов или примеров того, как и во что себя можно облачать, актуальных в какой-то момент времени человеческой истории.

Стиль в свою очередь призван служить каркасом, который с одной стороны, помогает нам определиться и выбрать из предлагаемых модой вариантов тот, который сделает нас принадлежащими к какой-либо группе, так сказать внешне нас обозначит а с другой стороны позволит нам выделяться, то есть быть актуальными, но не такими как все.

Мода и стиль прошлого выступали достаточно суровыми системами разделения. Чтобы не выпасть из своей ниши, каждый человек должен был непременно следовать так называемым «стилевым предписаниям». И отказ от условностей, строгое следование которым для нас сейчас кажется смешным, как например, отказ от обязательного присутствия тонких перчаток на руках женщины, для нашей пра-пра-пра бабушки мог стать настоящим скандалом и общественным вызовом. Надевая платье каждый человек определял свое место в обществе, как известная Золушка, которая не могла в своем рабочем платье попасть на бал.

Без сомнения, современная мода хороша тем, что стилевые матрицы, особенно новые, не являются слишком жесткими и консервативными. Однако, такая свобода вносит и определенную путаницу, которая не позволяет однозначно решить, что в какой стиль вписывается. Пределы стилей становятся пластичными, границы проницаемыми, правила условными. Суровые законы моды, требующие чистого стиля, постепенно перерождаются в описания модных рецептов, набора тенденций, трендов. А ведь одеваться стильно, прежде всего, означает умение собирать из разрозненных вещей целостный образ, учитывая актуальные тенденции и тренды.

Вполне понятно, что это мастерство, искусство, художественная интуиция, креативный потенциал мысли сопряженные со вкусом и чувством меры. Без сомнения, характеристики, определяющие хороший вкус тоже подвержены изменениям с течением времени и под воздействием влияния моды и модификаций канонов красоты. В каком-то смысле хороший вкус означает разумное следование актуальным тенденциям в их лучших проявлениях. Это всего лишь один из критериев качественной оценки, позволяющий нам ориентироваться и делать выбор в пользу определенных модных вещей.

В каком-то смысле мода – это всегда провокация, это всегда вызов. Это экспрессия, взрыв или вспышки креатива, воплощенные в ткани, коже, мехе. Мода – это пространство желания, пространство, которому постоянно нужны новые и свежие идеи, даже самые мелкие, но оригинальные детали.

Мода постоянно бежит от скуки и застоя. В пространстве моды хронически требуется эпатаж, его цель не просто шокировать публику, совсем нет. Его цель гораздо более важная – пробить рутину, цикличность и зацикленность мысли, образа, представления. Это «выброс адреналина», который подготовит сознание к восприятию новых образов, силуэтов и фасонов. Многие из тех вещей, которые сейчас в тренде, когда-то вызывали, если не шок, то удивление.

Мода требует экспериментов. Экспериментов с формой, комбинацией стилей и фактур, сочетанием цветов и декоративных и элементов. И вместе с тем, нельзя не заметить, что мода на удивление тенденциозна и, каждый модный сезон можно выделить определенный мейнстрим, который держит моду в рамках и предлагающий удобоваримый продукт для массового восприятия. Как говорится, эксперименты экспериментами, но необходимо создавать вещи, которые можно и хочется носить. Эта «консервативное» ядро моды, которое удерживает ее от превращения в чистое искусство, ориентируя ее на импульсы и запросы, исходящие от ее потребителей.

Мода, безусловно, достаточно противоречивое явление. Тренды и тенденции меняются как в калейдоскопе. И как сложно под влиянием средств массовой информации бездумно не идти на поводу «хищной» модной индустрии, не стать ее рабыней. Как сложно под «ливнем» информации о модных трендах и тенденциях использовать моду только как инструмент, как источник идей для формирования своего внешнего Я.

Быть стильной, кстати говоря, гораздо важнее, чем быть модной. Мода при отсутствии стиля и вкуса начинает граничить с клоунадой. Чувство стиля — это то, что придает баланс и гармонию образу, сформированному набором одежды и аксессуаров. Иметь стильный лук или попросту выглядеть красиво означает разумно сочетать моду со своими индивидуальными параметрами.

К сожалению, сейчас все большую и большую силу набирает тенденция восприятия моды, как самодостаточной страсти, которая приносит эстетическое удовольствие сама по себе. Каждая или каждый борется за право стать обладателем, хозяином моды, побыстрее облачившись в «модное». Мода стимулирует желание обладать вещами, которые должны каким-то чудесным образом превратить гадкого утенка в лебедя. Как будто покупая именно то, что является must have, мы можем автоматически стать обладателями моды в виде ее непосредственных артефактов. Однако, это зыбкая иллюзия, особенно в современное время, когда для мира моды характерно стилевое разнообразие, отсутствие какой-то главной, магистральной тенденции.

Модельерами разрабатывается и предлагается широкий диапазон стилевых решений, моделей и фасонов. Моду стало очень сложно подвести под общий знаменатель. На подиуме соседствуют стиль ретро и футуризм, экстравагантный шик и классические линии, многослойность и минимализм, утонченная романтика с суровым стилем милитари, А будущие тенденции и тренды возможно только "наметать", очертить пунктиром.

Современная мода хороша тем, что она перестала быть полем диктата и строгих, принципиальных предписаний. Сейчас мы уже не можем однозначно сказать, кто творит моду: дизайнеры в полете своей творческой фантазии или улица, на которой живет «коллективное сознание» моды. Возможно, модельеры стали всего лишь скрипторами, лишь фиксирующими общее дыхание идей и предлагающими нам одежду, которая может для кого-то была ночным кошмаром, а для кого-то воплощением гармонии формы и цвета.

Какой бы стиль в одежде мы не выбрали и как бы модно мы не стремились одеваться, главное оставаться индивидуальностью и личностью настолько, чтобы не теряться в толпе себе подобных. Одежда, может помочь нам выразить себя, но она не должна нас ограничивать. Быть стильным – это не столько означает соответствие какому-либо стилю, сколько соответствие самому себе и внешне, и внутренне и уверенная трансляция этого соответствия. И даже, если кто-то слишком скептически относится к вопросам моды и стиля и их влиянию на нас, то всегда следует помнить, когда мы молчим, одежда говорит за нас.